мы верим в бога», — прочитал вслух Том, получив свой первый доллар зарплаты в нью-йоркском магазине. За конторкой послышался старческий скрипучий смех: «Богу мы верим, а остальные пусть платят наличными – так-то вернее будет, мистер». Эту фразу Томас запомнит на всю жизнь.
Как и свою работу в одном из тех огромных универмагов, которые только стали появляться в Америке – с грамотно выстроенной системой продаж и яркой рекламой. Это была истинная школа бизнеса для него. Видит Бог, для того, чтобы оказаться здесь, ему пришлось 4 года мотаться по стране и хвататься за любую работу, будь то на табачных полях Западной Вирджинии или рисовых плантациях Южной Каролины. Но все того стоило.
В 21 год с новыми знаниями и 500 долларами Липтон возвращается в Шотландию. В голове у него хулиганская мысль обставить возвращение блудного сына как можно помпезней: нанять экипаж, нагрузить его крышу подарками матери и важно проехаться по родной улице — чтобы видели все соседи. Да что там соседи! Скоро о нем заговорит весь город!
И точно — не проходит и года, как о новом магазине Липтона-младшего судачит весь Глазго. Еще бы! Вы видели, что выкинул этот ирландец? Он запустил по улицам целый парад толстых-претолстых свиней, на каждой из которых висела табличка: «Я иду в магазин Липтона. Там продается лучший бекон из Ирландии». А если вы дойдете до самой лавки, то даже ночью при свете газовых горелок разглядите в витрине горы затейливо выложенной снеди и забавные картинки этого карикатуриста Уилли Лорхана! Их меняют каждую неделю и печатают в газете!
Все это время хозяин магазина без устали работает в роли продавца, кассира, управляющего, посыльного и закупщика. Он сам возит тележки с причала и ухитряется выторговывать самый дешевый товар у местных фермеров. Массовый и недорогой продукт — вот что предлагал Липтон своим покупателям. Расчет оказался верен, и уже к 25 годам Томас владел 20 магазинами в западной Шотландии. К 1888 году сеть Липтона насчитывает 300 точек в Европе, а также включает в себя фабрику по упаковке продуктов и продовольственные склады в Чикаго. Липтон твердо придерживается своей политики открывать каждую неделю по новому магазину и по-прежнему эпатировать публику рекламными трюками.
«Самый большой рождественский сыр в магазине Тома Липтона! Целую неделю 200 молочниц собирали молоко от 800 коров! В Ноттингеме для перевозки сырной головки нанимают слона из цирка!» — надрываясь, вопили шотландские мальчишки на каждом углу, размахивая свежими газетами. В то Рождество 1881 года сыр разошелся за два часа. А зачинщик переполоха, подсчитав выручку и улыбаясь в усы, вклеил в свою специальную тетрадку новую порцию газетных вырезок о Томасе Липтоне.